(Эта глава основана на Книге Неемий. 5.)
Восстановление стен Иерусалима еще не завершилось, когда внимание Неемий было привлечено к жалкому положению бедняков. В разоренной стране земледелие пребывало в запустении. Более того, себялюбие некоторых переселенцев в Иудее привело к тому, что благословения Божьи обошли стороной эту землю, и страна остро нуждалась в хлебе.
Для того чтобы прокормить свои семейства, бедняки вынуждены были покупать хлеб заимообразно, по чрезмерно завышенным ценам. Им приходилось занимать деньги под проценты, чтобы выплачивать большую подать, которую требовали от них персидские цари. Несчастий и так было много, а богачи Иудеи наживались на их нужде.
Господь повелел Израилю через Моисея, чтобы каждый третий год собиралась десятина для бедных, а также принимались и другие меры в их интересах: каждый седьмой год земля не засеивалась, и урожай, выросший сам по себе, предназначался бедным. Соблюдение этой традиции не позволяло людям забыть, что все принадлежит Богу и что они могут быть орудием благословения для своих ближних. Иегова желал, чтобы израильтяне таким образом воспитывали в себе великодушие, благородство и боролись с себялюбием.
Бог также наставлял через Моисея: "Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста". "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост" (Исх. 22:25; Втор. 23:19). И далее Он говорит: "Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается". "Ибо нищие всегда будут среди земли твоей, потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей" (Втор. 15:7, 8, 11).
После возвращения из вавилонского плена богачи Иудеи поступали вопреки всем этим повелениям. Когда бедные нуждались в деньгах, чтобы выплатить царскую подать, они одалживали их у богатых, а те брали за это высокие проценты. Беря в залог землю бедняков, они постепенно ввергали неудачливых должников в крайнюю бедность. Многие были вынуждены продавать в рабство своих сыновей и дочерей, и казалось, что нет надежды на лучшее, нет возможности выкупить своих детей и земли; нет впереди ничего, кроме постоянно растущего отчаяния, вечной нужды и рабства. И все же они принадлежали к тому же народу, были детьми того же завета, что и их богатые соотечественники.
Наконец народ обратился к Неемий. "Вот, - сказали люди, - мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других".
Когда Неемия услышал об этом ужасном насилии, он сильно возмутился, "когда я услышал ропот их и такие слова, - говорит он. - я очень рассердился". Он видел, что насильственное вымогательство можно искоренить, лишь безоговорочно поддержав справедливость. С присущей ему энергией и решительностью он начал разбираться в этом вопросе, чтобы облегчить положение своих ближних.
Неемия ни на одну минуту не задумывался над тем, что притеснителями были богачи, которые могли бы ускорить восстановление города. Он строго осудил знатных начальников и затем при большом стечении народа изложил требование Божье относительно этого вопроса.
Он обратил внимание людей на события, происшедшие во время царствования Ахаза. Он повторил обличающие Израиль в жестокости и притеснении послания, с которыми Бог обратился к ним в то время. Потомки Иуды из-за своего идолопоклонства оказались преданы в руки своих братьев израильтян, которые были еще большими идолопоклонниками. Они-то, движимые ненавистью, уничтожили в сражении много тысяч иудеев и захватили их жен и детей, намереваясь обратить их в рабство или же продать язычникам.
Из-за греховности Иудеи Господь не предотвратил это ужасное сражение, но через пророка Одеда обличил жестокое намерение победителей: "И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом, Богом вашим?" (2 Пар. 28:10). Одед предупредил израильтян о том, что против них возгорелся гнев Божий и что их несправедливость и насилие навлекут суды Господни. Выслушав эти слова, воины оставили пленных и добычу в присутствии князей и всего собрания. Тогда некоторые вожди из колена Ефремова "взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, - и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию" (2 Пар. 28:15).
Неемия вместе с другими иудеями выкупил братьев своих, проданных язычникам, и теперь он подчеркнул противоположность этого поступка действиям тех, кто ради наживы поработил своих братьев. "Не хорошо вы делаете, - сказал он, - не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?"
Неемия сказал и то, что он, наделенный полномочиями персидским царем, также мог бы взимать в свою пользу большие налоги, но вместо того чтобы брать даже то, что по праву принадлежало ему, он отдавал это бедным, облегчая их участь. Он призвал всех иудейских начальников, виновных в вымогательстве, прекратить беззаконие и возвратить беднякам земли, прибыль с денег, которые те взыскали с них, а также одолжить им деньги без процентов и залога.
Эти слова были произнесены в присутствии всего собрания. Если бы начальники захотели что-либо сказать в свою защиту, они имели возможность сделать это, но им нечего было возразить. "Возвратим, - сказали они, - и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь". При этом Неемия в присутствии священников "велел им дать клятву, что они так сделают". "И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие".
Это событие прошлого содержит в себе важный урок. "Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1 Тим. 6:10). В нашем столетии все охвачены страстным стремлением к наживе. Богатство часто приобретается обманом. Многие люди борются с нищетой и вынуждены тяжко трудиться, получая деньги, которых не хватает даже на самое необходимое. Изнурительный труд и нищета без единого проблеска надежды на лучшее делают их жизнь невыносимой. Измученные гнетом забот, они не знают, куда обратиться за помощью. И все это потому, что богатые стремятся к излишествам и накопительству.
Любовь к деньгам и хвастовство превратили этот мир в логовище воров и разбойников. Писание говорит, что скупость и притеснения особенно распространятся перед Вторым пришествием Христа. "Послушайте вы, богатые, - пишет Иаков, - вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника; он не противился вам" (Иак. 5:1, 3-6).
Даже среди тех, кто считает, что он живет в страхе Божьем, есть люди, следующие путями знатных израильтян древности. Располагая властью, они взимают с людей больше положенного и таким образом становятся угнетателями. Из-за скупости и вероломства тех, кто называет себя именем Христа, из-за того, что церковь в церковных книгах сохраняет имена людей, приобретших богатство обманом, учение Христа обесчещено. Расточительность, мошенничество, вымогательство разлагают веру многих и разрушают их духовность. Церковь в высшей степени ответственна за грехи своих членов. Если она не выступает против зла - она его поощряет.
Обычаи мира не могут служить нормой для христианина. Он не должен подражать его суровым нравам, мошенничеству и вымогательству. Каждый несправедливый поступок по отношению к ближнему является нарушением золотого правила Христа. Каждое зло, причиненное детям Божьим, причинено Самому Христу в лице Его святых. Всякая выгода, извлеченная за счет неосведомленности, слабохарактерности и несчастья другого, отмечена в небесных книгах как обман. Тот, кто воистину боится Бога, будет скорее трудиться день и ночь и есть нищенский хлеб, нежели наживать себе деньги, нечестно поступая с вдовой, сиротой и ущемляя права чужеземца.
Стоит хоть в малом пойти на сделку с совестью, как многие барьеры рухнут, и человек готов совершить еще большую несправедливость. Душа человека становится нечувствительной к влиянию Духа Божьего в той же мере, в какой он наживается на несчастье ближнего. Приобретение, нажитое такой ценой, является горькой потерей.
Мы все были должниками Божественной справедливости и нам нечем было оплатить свой долг. Тогда Сын Божий, любя нас, заплатил за наше искупление. Он стал бедным, чтобы мы обогатились через Его нищету. Делая добро бедным, мы тем самым можем доказать искренность своей признательности за оказанную нам милость. "Будем делать добро всем, - увещевает апостол Павел,-а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10). Его слова перекликаются со словами Спасителя: "Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить". "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мк. 14:7; Мф. 7:12).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Архимандрит Даниил (Сарычев) - Девятова Светлана 8 сентября 2006 года в 22 часа 45 минут мирно отошел ко Господу старец Даниил, старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев).
В конце апреля 2006 года мне посчастливилось встретиться с архимандритом Даниилом. (К старцу Даниилу уже почти никого не пускали, после болезни он был очень слаб.) К весне 2006 года книга о православных старцах уже была сдана в московское издательство «Артос-Медиа», мы приступили к работе над второй частью о православных старицах. Рассказывая о схимонахине Любови, мы планировали упомянуть и о том, что блаженная старица Любовь в 1995 году встречалась с архимандритом Даниилом, хотелось немного рассказать и самом старце Данииле. Отцу Дмитрию Шпанько удалось договориться о встрече, но в самый последний момент встречу отменили, но дозвониться до меня и сообщить об этом не смогли, поэтому 30 апреля я приехала в монастырь (заранее), но в назначенный час никого не встретила. Я долго молилась у раки Святителя Тихона, и уверена, что именно по молитвам святого, спустя 2 часа попала в келью старца Даниила, где, по милости Божией, удостоилась получить благословение великого старца, и разделить праздничную трапезу с ним и его духовными чадами.
Нужно признаться, что за три дня до этого, во время обострения язвенной болезни, я не могла вообще принимать пишу, укрепляла себя лишь святой водой, просфорой, да монастырскими сухариками. Старец Даниил благословил есть вместе со всеми, по послушанию съела всё и исцелилась. (В тот день вечером я ждала очередного приступа боли, но всё прошло, на утро я могла уже кушать всё спокойно.) Слава Богу, за всё!
Вечером 21 сентября 2006 года, когда очерк о старце Данииле был в основном готов, внезапно наступило полное изнеможение - долго молилась лёжа, когда силы начали возвращаться, встала, подошла к шкафу с иконами и ощутила благоухание. Благоухала в правом нижнем углу бумажная икона Донской Божией Матери, купленная примерно в конце1991- начале 1992 года в Донском монастыре. (На обратной стороне иконы было написано –«400 лет основания Свято-Донского Ставропигиального монастыря (1591-1991г.г.)». Эта бумажная икона и Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (которую мне удалось в своё время приложить к чудотворной иконе), чудом уцелели во время пожара в 1995 году, когда от зажжённой свечи сгорели у меня дома на полке даже иконы приклеенные к деревянной основе. Взглянув на обратную сторону иконы, я вспомнила, как пятнадцать лет назад впервые пришла в Донской монастырь и подошла, как и все верующие, находящиеся около храма, к старцу Даниилу, который только что вышел из храма (в это время многие верующие устремились к нему и стали просить благословения). Благодарю Господа, что удостоилась встретиться со старцем Данилом вновь весной 2006 года.
Теология : Рождение Свыше . - сергей рудой Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога - 1 Иоан. 3:9